Главная страница arrow Фониатрия arrow Характеристика голоса





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Характеристика голоса
Голос — это совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата. Голос образуется во время выдоха, при смыкании голосовых складок. Голосовые складки периодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга. Однако в голосообразовании принимает участие целый комплекс органов: диафрагма, лёгкие с плеврой, бронхи и трахея, гортань и глотка, полости рта и носа, околоносовые пазухи. Основными факторами голосообразования является давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. Гортань напоминает собой язычковый духовой инструмент, но в отличие от духовых инструментов голосовые складки могут изменять длину и форму.
Они колеблются в поперечном направлении, по длиннику и вертикали. Зарождающийся в гортани звук ещё не похож на звучный голос, каким мы его слышим. Свой естественный тембр, а так же в определённой степени силу и высоту голос приобретает благодаря резонаторам – воздухоносным полостям, различным по форме и объёму. К ним можно отнести глотку, полость носа, околоносовые пазухи. С помощью артикуляционного аппарата (ротовая полость, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо, нижняя челюсть) происходит образование гласных и согласных звуков, оформление звуков в слова. При речи без голоса — шёпоте – голосовые складки в отличие от разговорной речи не смыкаются, а лишь сближаются. Выдыхаемая воздушная струя встречает в гортани небольшое сопротивление, образующиеся звуки имеют характер шумов, которые благодаря артикуляционному аппарату и резонаторам приобретают окраску различных гласных и согласных звуков.
Голос может быть певческим, речевым, шёпотным. В вокальной педагогике существует термин «озвученное дыхание», которое рекомендуют направлять в тот или иной отдел ротовой полости, к губам, носу. Дыхание необходимо человеку для поддержания жизни. Обычное дыхание не требует участия воли и происходит автоматически. При спокойном дыхании у здоровых людей воздух вдыхается и выдыхается через нос. При фонации требуется в 3–4 раза больше воздуха, поступление которого на вдохе происходит через нос и открытый рот. В зависимости от того, какие отделы лёгких принимают наиболее активное участие в акте дыхания во время речи, различают верхне-, средне- и нижнерёберное дыхание. При всех типах в дыхании участвует диафрагма. Степень её участия максимальна при нижнерёберном и минимальна при верхнерёберном дыхании. Наиболее целесообразным для речи является нижнерёберный тип дыхания (вдох производится за счёт расширения и приподнимания нижней части грудной клетки) с активным участием диафрагмы. При этом создаются наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата.
Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать, поддерживая достаточное подскладочное давление. Недостаточное количество воздуха для речи в дыхательных путях негативно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость потока выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса. Важно учитывать способ подачи звука, который на вокальном языке именуется атакой. Атака – это скорость с которой дыхательное положение гортани сменяется фонаторным. Зарождающийся при этом звук с самого начала должен иметь правильную форму (тембр, вибрацию, резонирование). Опытный оратор для большей выразительности голоса использует мягкую и твёрдую атаки. Так при одномоментном выдохе и смыкании голосовых складок имеет место мягкая атака. При всех динамических изменениях звука во время фонации мягкая атака считается самой физиологичной. Способ подачи звука, при котором сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох именуется «жёсткой атакой». Злоупотребление этим способом может послужить причиной всевозможных нарушений голоса. Необходимо также уточнить и понятие «опора звука». Под «опорой» понимают правильное соотношение между натяжением голосовых складок и величиной подскладочного давления, т. е. ощущение сопротивления голосовых складок выдоху.
 
След. »