Главная страница arrow Статьи arrow Анализ причин возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Анализ причин возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов

Этиология возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов оперного театра обусловлена как спецификой театральной деятельности, так и условностями оперного жанра в частности. Проведено обследование 127 вокалистов (солистов и артистов хора) в возрасте от 23 до 70 лет со стажем работы от 3 до 40 лет.

Установлено, что на возникновение профессиональных заболеваний гортани влияют как состояние самого голосового аппарата, так и наличие сопутствующих заболеваний органов и систем. Большое значение имеет качество вокальной подготовки певца, его возраст и стаж работы, равномерность распределения голосовой нагрузки в течение месяца и сезона, объем дополнительной работы (концертная, педагогическая деятельность), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям певца, бытовые и социальные условия жизни. Структура заболеваний голосового аппарата зависит также от типа голоса певца, состояния его нервной системы. Рекомендации для певцов и руководства театров, выработанные на основе проведенных исследований, позволили снизить уровень заболеваемости гортани у наблюдаемых профессиональных оперных певцов на 15-20%.

голосовой аппарат, профессиональные заболевания гортани

Причины, вызывающие профессиональные заболевания голосового аппарата у певцов оперного театра, по сравнению с представителями других голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели, переводчики и т. п.) имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой сценической деятельности (повышенная нервно-эмоциональная нагрузка, психохарактерологические особенности личности, проблемы с организацией режима работы и отдыха) и условностями оперного жанра в частности [1, 2, 7].

Пение как разновидность процесса звукообразования является процессом высшей нервной деятельности человека. Для осуществления этого процесса требуется координированная деятельность многих органов и систем человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и т. д. Координирует эту сложную деятельность голосового аппарата центральная нервная система. Необходимо также помнить, что на процесс голосообразования влияет состояние сердечно-сосудистой и эндокринной систем [3-5].

В последнее время отмечается повышение интереса публики к оперному жанру. Увеличилось количество оперных театров и постановок оперных спектаклей не только композиторов-классиков, но и современных авторов, когда от певца особенно требуется умение владеть разнообразными техническими приемами, иногда идущими вразрез с общепринятыми взглядами на вокальную технику [2-4]. При этом сокращаются сроки выпуска опер, диктуемые финансовыми интересами дирекции театров, усложняются актерские задачи, предъявляемые режиссерами к исполнителям. Кроме того, происходит ускорение темпа и напряженности жизни, изменение социальной обстановки, увеличение количества стрессовых ситуаций. От фониатра, работающего в оперном театре, требуется четкое знание всех факторов, имеющих значение в развитии заболеваний голосового аппарата у артистов современного музыкального театра. Этим определяется характер профилактических мероприятий и выбор методов лечения и реабилитации вокалистов [6-9].

Целью исследования являлось определение факторов, способствующих возникновению голосовых нарушений, и выработка рекомендаций, направленных на профилактику профессиональных заболеваний гортани. Для решения конкретных задач были проведены наблюдения за состоянием голосового аппарата, условиями жизни и работы вокалистов Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, музыкальных театров «Амадей» и «Геликон-опера».

При выполнении исследования мы обращали внимание на такие обстоятельства, как соблюдение режима работы и отдыха (вокальная нагрузка в часах в день и в месяц), возможность адекватного восстановления работоспособности голосового аппарата после спектаклей и концертов (по данным ларингоскопии, стробоскопии, длительности максимальной фонации) [10, 11], вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), наличие вокальных технических проблем (форсированное пение, расширение объема звука, злоупотребление твердой атакой, неправильное голосоведение при смене регистров), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям исполнителя, наличие сопутствующих хронических заболеваний. Особое внимание было уделено оценке объема вокальной нагрузки, равномерности ее распределения в течение сезона.

Под наблюдением находилось 127 человек, из которых солистами являлись 93 человека, артистами хора 34 человека. Сроки наблюдения составили от 3 до 5 лет.

Распределение пациентов по возрасту и стажу работы представлено в табл. 1.

Таблица 1. Распределение обследуемых по возрасту и стажу работы
ПолВозраст (годы)Стаж (годы)Всего
до 3031-4041-5051-60до 1010-20>20средний
Мужчины141216101614222352
Женщины242112181826312475

По данным обращаемости и профилактических осмотров у обследованных лиц выявлено наличие следующих сопутствующих заболеваний, прямо или косвенно влияющих на процесс голосообразования (табл. 2).

Таблица 2. Сопутствующие заболевания у вокалистов
Нозологическая формаЧисло наблюдений% к числу обратившихся
Вазомоторный ринит1612,5
Хронический фарингит2318,1
Хронический тонзиллит118,6
Хроническая пневмония21,5
Хронический бронхит107,8
Рецидивирующие ОРВИ75,5
Аллергический ринит107,8
Нейроциркуляторная дистония1310,2
Гипертоническая болезнь64,7
Дисфункция щитовидной железы32,3
Гинекологические заболевания1210,1
Заболевания желудочно-кишечного тракта1411,0
Всего127100

При изучении режима работы и отдыха певцов было установлено, что нагрузка на голосовой аппарат варьировала в зависимости от стажа работы вокалиста, его занятости в репертуаре и положения в театре (солист или артист хора), а также занятий артиста педагогической деятельностью, наличия дополнительной работы в других театрах.

Минимальная нагрузка составила 1–2 ч в день. Это были только уроки с концертмейстером и повторение уже готовых партий (у стажеров и певцов со стажем работы более 20 лет, занятых в партиях второго плана с участием в 2–4 спектаклях в месяц). Нагрузку 3–6 ч в день имели артисты хора. Это — репетиции, повторение партий текущего репертуара и занятость в 12–15 спектаклях в месяц. Однако необходимо учитывать, что вокальные партии артистов хора менее сложны и ответственны по сравнению с партиями солистов, существует возможность взаимозамены артистов. Ведущие солисты в возрасте от 28 до 50 лет со стажем работы 10–20 лет, активно занятые в репертуаре, имели ежедневную нагрузку до 7–8 ч (уроки с концертмейстером, разучивание новых партий с дирижером, оркестровые сценические прогоны текущих спектаклей, репетиции новых постановок). При этом иногда в силу организационных проблем (отсутствие необходимого количества исполнителей или болезнь страхующего солиста), особенности репертуарной политики театра (когда спектакль идет блоками по 45 представлений подряд), один и тот же исполнитель, помимо занятости в репетиционном процессе, вынужден был петь до 10–12 спектаклей в месяц, выступая иногда в совершенно разноплановых по тесситуре, технической и драматической сложности партиях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда певец вынужден петь партии, не свойственные его тесситуре. Например, когда лирический тенор поет партии драматического, или легкое центральное сопрано исполняет драматические или меццо-сопрановые роли. Пример из наших наблюдений.

Тенор, 29 лет. Наблюдается в течение 3 лет. Образование высшее вокальное — консерватория. До поступления в консерваторию окончил музыкальное училище, работал в хоре оперного театра. Сценический сольный стаж 3 года. Консерваторию заканчивал как лирический тенор. За время учебы к фониатру обращался только для профосмотров и по поводу простудных заболеваний. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический тонзиллит (безангинную форму), хронический гастродуоденит, транзиторную гипертензию. Выпускные партии — Ленский, Альфред («Травиата»), Вертер, Надир. При поступлении в театр по организационным причинам был срочно введен в текущий репертуар и активно занят в новых постановках. В настоящий момент исполняемые партии: Ленский, Кассио, Неморино, Водемон, Гвидон, Баян, Эрнани. Репетирует партию Хозе (оркестровые прогоны, сценические репетиции, так как в ближайшее время планируется ввод в «Кармен») и Радамеса (с концертмейстером). Занят в 7–9 спектаклях в месяц и 4–5 концертах в филармонии. Периодически обращается в фониатрический кабинет с жалобами на першение, иногда боли в горле, сложностями с филировкой звука, быструю утомляемость голоса. При осмотре отмечались явления гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелковое состояние. Проводилась соответствующая терапия. Однократно был нетрудоспособен в течение 10 дней по поводу микроузелков голосовых складок. В настоящее время поет весь репертуар, находится под постоянным наблюдением фониатра.

При блоковой системе проката спектакли проходили ежедневно: например, 3–4 спектакля «Аида» подряд, затем перерыв в 1–2 дня, затем 4 спектакля «Кармен» и т. д.

Естественно, что при такой нагрузке вокалисты не успевали восстанавливаться ни физически, ни эмоционально. Появлялись жалобы на общее неудовлетворительное состояние (слабость, раздражительность, сонливость, невозможность сосредоточиться) и жалобы, характерные для начинающихся функциональных заболеваний гортани (першение в горле, быстрая утомляемость голоса, сложности с филировкой звука, пением на "рiаnо и т. п.) При ларингоскопии отмечали сухость слизистой оболочки гортани, скопление вязкой слизи в узелковой зоне, отечность свободного края голосовых складок, усиление сосудистого рисунка, гиперемию, гипотонус голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризовалась замедлением фонаторных колебаний, уменьшением их амплитуды, неполным смыканием в фазе закрытия, иногда небольшой асинхронностью колебаний. Время максимальной фонации уменьшалось до 11–13 с у женщин и 16–19 с у мужчин.

Помимо основной нагрузки в театре, многие вокалисты независимо от стажа работы занимаются гастрольно-концертной деятельностью. График гастролей при этом составляется в зависимости от занятости певца в театре, и зачастую у артистов, активно задействованных в текущих спектаклях, гастрольные поездки и спектакли в театре состыкуются очень плотно, т. е. певец успевает только приехать, спеть спектакль и возвращается обратно без необходимого отдыха. При таком режиме значительно увеличивается нагрузка на голосовой аппарат и весь организм в целом, что создает дополнительный риск возникновения профессиональных заболеваний гортани и обострения сопутствующих хронических заболеваний за счет перегрузок и ослабления адаптационных возможностей организма.

Также необходимо учитывать, что многие из певцов с 10-летним и более длительным стажем работы нередко занимаются педагогической деятельностью, что обычно составляет 3–4 ч занятий в среднем 2–3 раза в неделю с учениками, имеющими различные типы голосов. Во время уроков педагог, помимо объяснения, как правило, еще и демонстрирует различные технические приемы, которые могут быть не свойственны постоянному типу его голоса. При прослушивании учеников, которые еще не полностью освоили правила пения и поют с техническими ошибками, перегружая гортань, идет опосредованное воздействие через ЦНС на голосовой аппарат педагога, который подсознательно включается в работу, что тоже оказывает на него неблагоприятное воздействие.

Вредные привычки, такие как курение и злоупотребление алкоголем, негативно влияющие на голос, в обследованной нами группе не имели широкого распространения. Курящих было выявлено 29 человек, из них солистов — 8 человек, артистов хора — 21. Как правило, все они являлись обладателями низких голосов (меццо-сопрано, альты, басы) и были заняты лишь во вторых партиях или имели сравнительно небольшую нагрузку в театре. Злоупотребления алкоголем отмечено не было.

У стажеров, солистов с небольшим стажем работы и у вокалистов, поющих более 25–30 лет, мы наблюдали ситуации, когда певцы злоупотребляли певческими приемами и тем самым создавали излишнюю нагрузку на гортань («твердая» атака, форсировка звука, неправильная координация мышц гортани при пении, особенно при смене регистров — так называемый «зажим гортани»). Это в свою очередь способствовало возникновению профессиональных заболеваний голосового аппарата. Подобные ситуации также возникали в случаях, когда вокальная партия не соответствовала техническим возможностям, типу голоса, опыту певца.

Что касается стажеров и начинающих солистов, то они, как правило, оказывались заложниками некачественной собственной вокальной подготовки в связи с тем, что в процессе обучения неточно выполняли указания педагога или неправильно интерпретировали предлагаемый материал. В отдельных случаях педагоги в процессе обучения изначально неверно определяли тип голоса и обучение велось с перегрузкой голосового аппарата и формированием неправильного механизма голосоведения.

Нередки случаи, когда постановщик, учитывая только внешние и артистические данные начинающего исполнителя, назначал его на партии, для исполнения которых необходимы достаточный сценический и жизненный опыт и отработанная вокальная техника. В результате начинающий певец, сталкиваясь с непосильным для него материалом и испытывая при этом давление со стороны режиссера и дирижера, ощущал психологический дискомфорт, но пытался любыми средствами выполнить поставленные задачи. Вокалисты применяли порочные технические приемы, увеличивали время занятий с концертмейстером, иногда занимались дополнительно с другими педагогами. В итоге это приводило не только к возникновению функциональных и органических заболеваний гортани (гипотонусные, гипогипертонусные дисфонии, фонастении, сосудистые реакции, узелки голосовых складок), но и иногда к психологическим срывам, вплоть до развития комплекса неполноценности, когда уже приходилось прибегать к помощи психолога. Пример из наших наблюдений.

Певец, 38 лет. Наблюдается в течение 5 лет. Образование высшее — консерватория. Вокальный стаж — 17 лет. Стаж сольного пения — 12 лет. До поступления в консерваторию пел в самодеятельности, специального образования не имел. К фониатру прежде не обращался. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический гастрит, хронический субатрофический фарингит, нейроциркуляторную дистонию (смешанная форма). В консерватории обучался как лирический тенор. В процессе обучения неоднократно возникали проблемы с верхним регистром, переходными нотами (фа, фадиез). Сам певец отмечал, что легче петь партии центральные и с баритональной тесситурой, нежели ярко выраженные лирические. Постоянно находился под наблюдением фониатра по поводу гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелкового состояния. Вокальный педагог и фониатр давали заключение о том, что вокалист недостаточно четко и правильно выполняет указания педагога. Никаких дополнительных методов исследования (определение певческой форманты, голосового поля) не проводилось. Периодически певец лечился у фониатра по поводу вышеуказанной патологии. Консерваторию закончил с удовлетворительным состоянием голосового аппарата.

После поступления в театр был введен во все партии лирического тенорового репертуара и был активно занят в спектаклях. Однако через некоторое время вновь возникли проблемы с переходными нотами, верхним регистром (появились неточность в интонировании нот, тремоляция). Клинически наблюдались явления гипо-гипертонусной дисфонии, микроузелки голосовых складок. Проведено фониатрическое лечение, фонопедия с вокальным педагогом с целью преодоления технических трудностей с верхним теноровым регистром, однако существенных результатов не достигнуто. У певца начала развиваться клиника острой фонастении, невроза. По рекомендации врача артист был отправлен в творческий отпуск, консультирован психологом. После отпуска было отмечено существенное улучшение состояния как голосового аппарата, так и психологического статуса. Было произведено определение певческой форманты, которая соответствовала баритону. Однако вокалист продолжал искать себя как тенор, усугубляя свои вокальную и психологическую патологию. За время нашего наблюдения неоднократно лечился по поводу гипотонусной дисфонии, маргинального ларингита. Дважды на фоне пения в больном состоянии (ОРВИ), используя форсирование звука, перенес кровоизлияние в голосовую складку. В настоящее время поет только партии второго плана с незначительной занятостью в репертуаре.

У вокалистов со стажем более 25–30 лет, много лет исполнявших ведущие партии, в силу возрастных изменений голосового аппарата, а также имеющихся сопутствующих заболеваний снижались технические возможности голосового аппарата, терялась свежесть и сила голоса. Однако певцы не могли психологически перестроиться на переход на роли второго плана и продолжали пытаться петь первые партии, перегружая гортань и провоцируя возникновение ее заболеваний.

По данным проведенных исследований, мы составили таблицу структуры заболеваемости голосового аппарата у вокалистов (табл. 3).

Таблица 3. Структура заболеваемости голосового аппарата у вокалистов
ЗаболеваниеЧисло больных
мужчиныженщинывсего%
Гипотонусная дисфония12152721,2
Гипертонусная дисфония2132,3
Гипогипертонус1232,3
Острый ларингит12172922,8
Маргинальный хордит891713,3
Хронический ларингит4262
Фонастения1232,3
Вазомоторный монохордит-221,5
Kровоизлияния7121914,9
Микроузелки6131914,9
Kонтактная гранулема2-21,5
Итого5473127100

При оценке результатов исследования мы также обратили внимание на ряд закономерностей возникновения заболеваний голосового аппарата у вокалистов. Так, например, гипотонусная дисфония, маргинальный хордит, фонастения возникали преимущественно у женщин — обладательниц высоких голосов. Гипертонусная дисфония, хронический ларингит, маргинальный хордит отмечены в основном у мужчин со средними и низкими голосами. Кровоизлияния в голосовую складку являлись прерогативой вокалистов с высокими голосами (сопрано, тенор), часто злоупотребляющих форсировкой звука и «твердой атакой» на верхних нотах. Также была выявлена достаточно четкая зависимость возникновения ряда заболеваний голосового аппарата от типа голоса певца, который, помимо анатомического строения гортани и резонаторов, в значительной степени определяется типом нервной деятельности пациента. Так, особая склонность к образованию узелков отмечается у теноров и меццо-сопрано, имеющих, как правило, достаточно лабильную психику и поющих партии с достаточно большой разницей в тесситуре. Контактные гранулемы, маргинальные хордиты мы наблюдали в основном у обладателей низких голосов — альтов, басов, т. е. у певцов, использующих преимущественно грудной регистр.

На основании полученных данных были разработаны рекомендации для руководства театров и вокалистов, с учетом которых составлялись как расписания занятий отдельных певцов, так и всего репетиционного процесса в театре, планы ввода солистов на новые партии, графики гастролей и объемы вокальной нагрузки на артистов. Применение данных рекомендаций, т. е. равномерное распределение вокальной нагрузки в течение месяца и сезона, назначение певца на партии, соответствующие его техническим и актерским возможностям, постоянный контроль фониатра при вынужденных перегрузках голосового аппарата, наблюдение узких специалистов при наличии сопутствующих хронических заболеваний и соблюдение режима работы и отдыха позволило снизить заболеваемость голосового аппарата певцов в обследуемых труппах в среднем на 15-20%.


Вестник оториноларингологии, N 5–2000, стр. 13-17

Литература:

1. Василенко Ю. С., Кажлаев О. М. О профессиональных заболеваниях гортани у вокалистов. Вестн оторинолар 1982; 5: 60–64.

2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М: Музыка 1968.

3. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. М: Медицина 1990.

4. Ермолаев Л. А., Морозов В. П., Лебедева Н. Ф. Руководство по фониатрии. Л: Медицина 1970.

5. Максимов И. Фониатрия. Пер. с болг. М: Медицина 1990.

6. Павлихин О. Г., Изгарышева З. А. Профессиональные нарушения голоса по данным обращаемости. Вопр. практической фониатрии (материалы международного симпозиума 27–29 мая 1997 г.). М 1997; 158–159.

7. Павлихин О. Г., Изгарышева З. А. Профилактика заболеваний голосового аппарата у оперных певцов. Актуальные проблемы фониатрии и сурдологии (материалы научно-практической конференции 2124 мая 1998 г.). М 1998; 60–62.

8. Stokley R. A. Respiratory defenses. Humoral and cellular mechanism. Respiratory Medicine. 2 nd Ed. W. B. Saunders Co. Ltd. London 1995; 1: 192–211.

9. Wendler J., Seidmer W. Lehrbuch der Phoniatrie. Lpz 1977; 348.

10. Wendler J. Stroboscopy. J Voice 1992; 6: 149–154.

11. Wilson D. K. Voice problem of children. St. Petersburg, Florida 1987; 448.

Ю. С. Василенко, О. Г. Павлихин, З. А. Изгарышева

Московский НИИ уха, горла и носа (дир.— проф. А. И. Крюков) МЗ РФ

 
« Пред.   След. »